МБГББУ "Сарман гимназиясе" сайты
Бүлекләр

Бүлекчәләр
Эшкәртмәләр [28]
Гимназиябез газетасы [8]
Газеталар

Нәни -чат

Сораштыру
Безнең сайтка бәя куегыз
Всего ответов: 68

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Эшкәртмәләр

Сохранение и развитие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей на уроках и внеклассных мероприятиях
01.02.2014, 07:35
Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления есть следствие влияния на детей и подростков новыхсоциальных структур и процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические отношения, расширение информационных потоков и пр. У детей появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко возросла детская и подростковая преступность, получила распространение наркомания.
Как известно, духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования в осуществлении этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни.
  Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, внушением воспитанникам сознания собственной неповторимости, побуждением их к самовоспитанию.
В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Ведь самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность.
    В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить.
Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров», и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.
А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит.
Мы живем в эпоху, полную противоречий, эпоху проявления крайнего экстремизма и даже терроризма. А ведь изначально причиной всех конфликтов является неумение сопереживать, понимать и чувствовать внутренний мир другого человека, нежелание принять другую культуру, уступить, простить. Всё это зарождается ещё в детстве. И задача школы состоит в том, чтобы помочь сформировать у ребёнка эти качества, тогда в будущем он будет терпимее относиться к людям и событиям.
Учителям, детям и их родителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Изменились все: и дети, и родители, и учителя. Всё меньше вре¬мени семья стала проводить вместе. Дома всё общение в основном сводит¬ся к просмотру телевизора или занятиям на компьютере, а не к дружеским беседам. Дети стали грубее, часто копируют негативные образы, увиден¬ные на телевизионном экране. Многим трудно нормально взаимодейство¬вать с другими. Они не умеют слушать и слышать товарища, не понимают особенностей других людей.
На детей давят не только изменения в школе и дома. Их также тре¬вожит будущая профессиональная жизнь. Ведь никто не может быть уве¬рен в том, что, даже успешно окончив школу, он сможет работать в той об¬ласти, которая его привлекает. Но те, кто получат такую возможность, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей об¬ласти, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть спо¬собными работать в команде. Важнейшим условием становления граждан¬ского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неиз¬бежные конфликты. Детей необходимо научить жить в современных усло¬виях с наименьшими моральными и материальными потерями, научить их жить без агрессии.
Как можно преподавать общечеловеческие духовно-нравственные ценности в школе? Существуют три подхода к данной проблеме.
Прямой подход - на классных часах, уроках  морально – этического воспитания.
Интегрированный подход позволяет вкраплять общечеловеческие ценности в существующую учебную программу.
Третий подход – это внеклассная работа.
      В нашей школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков. Кроме того, в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления: урок-конференция, урок – экскурсия (видеоэкскурсия), урок - творческий отчет (учащихся); урок с групповой формой работы и т.д. Уроки с использованием Сингапурских структур.
В последние годы мы регулярно проводим тематические общешкольные уроки. В сентябре в День знаний в   школе прошли Парламентские уроки на тему "20 лет Конституции РФ". Для учащихся 5-11 классов прошли единые уроки"Клуб грамотных налогоплательщиков", на которых учащиеся расширили свои знания в области налоговой грамотности, повысили уровень правовой культуры. В рамках дня "Правовой помощи детям" УУП капитан полиции отдела МВД по Сармановскому району провел урок с учащимися ОУ на тему "Защита прав ребенка". Данные уроки способствуют формированию у учащихся не только  правовых, эстетических, но и общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей, приобщают к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей, воспитывают интерес и уважение к  культуре и истории  нашего народа.
Урок формирует у учащихся уважительное отношение к истории нашего прошлого, к национальному наследию наших предков; приобщает к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Приобщение учащихся к гуманистическим ценностям организуется также на классных часах, общешкольных акциях.
В ходе подготовки к Уроку чистоты в школе был организован субботник по сбору макулатуры. Все ученики активно участвовали и сдали 1250 кг макулатуры. 16 сентября была проведена эколого-образовательная акция «Урок чистоты». В рамках этой акции в 1-11 классах были проведены классные часы на тему «Сохраним Землю голубой и зелёной». Ученица 9 класса защитила научно-исследовательскую работу «Мой вклад в охрану окружающей среды». Экологический урок на тему «Вода знакомая и незнакомая» в 5-11 классах об удивительных качествах воды, о водных богатствах нашей малой родины и необходимости сохранять их чистоту и мероприятие по уборке территории вокруг пруда на речке Карамалинка, в результате которого данная территория была полностью очищена от мусора.
Прошла акция "Подари вторую жизнь книге", в ходе которой учащиеся отремонтировали учебники и художественную литературу из школьной библиотеки.
В ноябре во всех классах прошли классные часы на тему "День народного единства". Учащиеся ознакомились с историей праздника, посвященного дню народного единства.
На классных часах учащиеся 8-9 классов познакомились с материалами о коррупции и устроили диспуты на темы «Мое мнение по фактам СМИ». Для знакомства младших школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, формирования личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам в 3-4 классах прошел конкурс пословиц «Народная мудрость и закон», посвященный формированию нравственных представлений и качеств, необходимых для противодействия коррупции.
День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Этот праздник очень важен для нас. Ведь эта дата объединяет в себе историю воинских подвигов и героев российской армии со дня ее создания и до настоящего времени. В преддверии Дня Героев Отечества в нашей школе прошли классные часы на тему «История создания праздника», подготовленные учителями истории. В конце классного часа учащимися 6-7 классов были представлены лучшие сочинения на тему «Герой в моей семье», тем самым отдав дань благодарности, уважения и памяти героям своей семьи, совершившим подвиги во время Великой Отечественной Войны во славу Родины. Каждый год мы участвуем в праздновании Дня Победы. К этому мероприятию школа тщательно готовится: выпускаем стенгазеты, готовим музыкальную инсценировку, готовим венки для возложения на памятник, могилу героя советского союза Казакова А.А. (старшеклассники убирают могилу героя). Учащиеся посещают ветеранов на дому, оказывают им посильную помощь и приглашают ветеранов на встречу с учащимися.    Важно помнить, что нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны, и другой она уже быть не может. Месячник патриотического воспитания, в рамках которого в школе проводятся игра «Зарница», КВН «А ну-ка, парни», мероприятия, приуроченные ко дню Победы -     всё это содействует патриотическому воспитанию обучающихся.
Все дети проводят определённое количество времени вне школы: играют на улице, занимаются в спортивных секциях, разнообразных кружках, музыкальных или художественных школах. Всё это может быть использовано для выявления ценностей. Например, занятия спортом – для развития умения работать в команде, взаимовыручки, для преодоления желания состязаться, превосходства над менее удачливым и т.д. В драмкружке, например, можно предложить ученикам сценарий, иллюстрирующий общечеловеческие ценности или попросить их самостоятельно найти или написать такой сценарий. Использовать можно любой вид внеклассной работы: дискуссии, викторины, КВН, оказание помощи старикам, сиротам, бедным, походы, дни спорта, школьные праздники и творческие кружки. Главная роль при таком подходе отводится учителю. Он становится источником вдохновения и новых идей, знающим, творческим и интуитивным, чтобы увидеть, в какой именно ситуации уместно сделать акцент на общечеловеческие ценности и избежать излишней морализации.
Предметные кружки – это одна из форм развития творческих способностей учащихся. 100% учащихся нашей школы охвачены кружками. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешить интересующие проблемы. В нашей школе обучаются «трудные» дети, учащиеся, состоящие на учёте, в группе риска.  Этих ребят мы стараемся вовлечь в кружки, пытаемся заинтересовать спортивными секциями. В этом учебном году в школе работают предметные кружки: «Клуб правовых знаний» (рук. Халиуллина Р.Х.), «Живое слово» (рук. Муртазина А.М.).
Формирование национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализация личности ученика в современном мире реализуются и через проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяются для повышения творческих способностей учащихся.
Учащиеся школы принимают активное участие в школьных, районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества: в конкурсе рисунков «Буду бдительным на льду», «Нет коррупции» наши ребята заняли призовые места.
Участие в детских конкурсах художественной самодеятельности раскрывает творческий потенциал учащихся, подтверждением которого являются грамоты и дипломы лауреатов и победителей. Одним из любимых кружков является «Мир танца» (Рук. Акрамова С.Н.), который охотно посещают ученики как младшего, так и среднего и старшего звена.
Большое место отводится работе по организации пропаганды здорового образа жизни. В школе работают секции по пионерболу, волейболу и баскетболу. В системе проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия: спортивные секции; Открытие и Закрытие спортивного сезона; осенние, зимние, весенние кроссы; недели Здоровья; спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, баскетболу, футболу, борьбе Курэш; «Веселые старты»; «Подвижные игры»; зимние игры;  классные часы по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании среди детей и подростков; а также проводится единая антинаркотическая акция «Классный час»; организуются   походы, выезды на природу, систематически проводятся беседы, лекции, круглые столы с приглашением врачей специалистов из АФОП.
Конкурс плакатов, рисунков «Мы за здоровый образ жизни» в акции «Быть здоровым – это модно!» в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом, Конкурс фотографий «Мы за здоровый образ жизни», Конкурс видеороликов «Рекламируем Здоровый образ жизни», Конкурс «Открытое письмо – призыв ровеснику: скажи НЕТ вредным привычкам!» - это далеко не полный список конкурсов, участниками которых являются  учащиеся нашей школы.
Второй подход в преподавании общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в школе называется интегрированным, т.к. общечеловеческие ценности интегрированы в школьные предметы. Академические дисциплины являются инструментами выявления ценностей, выработки правильной жизненной позиции. Каждый предмет должен быть средством формирования хорошего характера, и ценности должны составлять единое целое с программой каждого урока.
Наибольшими возможностями в плане развития системы личных ценностей обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания.
Так, при формировании у детей и молодежи общечеловеческих ценностей следует учитывать роль изучения истории в этом процессе. Ведь именно на уроках истории и обществознания наряду с образовательными и развивающимися задачами ставится задача формирования ценностных ориентаций учащихся, самоуважения и уважения другого.
История изобилует биографиями выдающихся людей, которые проявляли силу духа и приверженность высоким истинам. Учителя истории добиваются от учащихся заучивать не только даты и факты, но рассматривать каждое историческое событие через призму общечеловеческих ценностей, учат высказывать своё отношение и своё видение других возможных решений в каждом конкретном случае. Учащиеся должны задаваться вопросами: «А как бы я поступил в этой ситуации?», «Что чувствовали и думали участники этих событий?», «Чему нас учит это происшествие?». Тогда будущие поколения будут в большей степени застрахованы от повторения одних и тех же исторических ошибок. Фактически любая тема по истории и обществознанию дает возможность обратиться к проблеме общечеловеческих ценностей. На уроках истории и обществознания учитель вносит вклад в воспитание детей, формируя у них правильное отношение к товарищу, сочувствие к слабому, готовность помочь, старается уменьшить аг¬рессию, вызванную сложной современной ситуацией.
Наряду с учителями истории, учителя русского языка и литературы работают над проблемой духовно-нравственного воспитания, формирования общечеловеческих ценностей. Ведь учителя имеют очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А.Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».Сталкиваясь ежедневно с книгой, учитель имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо – чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
Биология – наука о жизни, а жизнь – наш лучший учитель. Занятия по биологии  проходят часто  не в душных классах, а на природе, чтобы изучать практически, наблюдать, поддерживать жизнь: ухаживать за деревьями, высаживать цветы, кормить птиц, лечить больных животных, восхищаться чудом жизни, уважать и беречь её.
Очень сильно развивают душевные качества пение, музыка и рисование. Учителя предлагают детям проявить инициативу и самим подобрать песни, музыку или сюжеты для рисования, которые бы соответствовали их интересам и чувству прекрасного.
На уроках физики  говорят о новых достижениях науки, подтверждающих её связь с духовностью, о том, что в духовной жизни действуют те же принципы и законы, что и в мире материи.
Даже в математике простые действия с числами учителя стремятся обыграть, сделав условия задач, где это уместно, с этическим содержанием. (Например, действие «деление» сопоставимо с умением делиться и т.д.). Важно показать практическую полезность изучаемых дисциплин для повседневной жизни, и целью их изучения должно стать утверждение истины о единстве и взаимосвязи всего сущего, проявленной в добродетельном и сильном характере.
    Важным является изучение детьми иностранных языков, которые представляют для этого огромные возможности. Ведь подобные уроки яв¬ляются уроками общения. В процессе обучения дети овладевают техникой общения, речевым этикетом, приобретают навыки диалогического и груп¬пового общения. Обсуждая различные темы в паре или группе, ребята учатся быть речевыми партнёрами, т.е. слушать и слышать товарища. В конечном итоге, умение общаться лежит в основе всего: организации про¬изводства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслу¬живания, в основе семейных отношений и отношений между народами.
Ни один школьный предмет не имеет таких широких возможностей воспитывать учащихся в духе интернационализма, как иностранный язык.
Воспитывать учащихся интернационалистами – значит воспитывать в них уважение к другим народам, воспитывать в них чувство солидарности с другими народами, формировать толерантность. Воспитывая в учащихся чувство интернационализма, терпимость к людям другой национальности, можно одновременно воспитать в них и патриотизм, так как уважение к другим народам обязательно предполагает уважение к своему народу.В нашей школе обучаются дети разных национальностей: татары, русские, армяне, таджики... Это требует серьезного отношения к интернациональному воспитанию. И то, что в школе не было случаев межнационального конфликта, говорит о том, что эта работа ведется на должном уровне.
Но при рассмотрении вопроса формирования общечеловеческих ценностей нельзя ограничиваться влиянием на ребенка образования, воспитания в школе. Ведь традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего, – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
И только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения и формирования общечеловеческих ценностей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
  Мы понимаем, что интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе нашей школы определенное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний. Школа видит свою цель в работе с родителями в том, чтобы привлечь их к организации жизни и деятельности школы.
В течение учебного года работает лекторий для родителей, перед ними выступают педагоги школы, психолог района, работники правоохранительных и здравоохранительных органов с вопросами воспитания. Главное, что родители стали интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении финансовых проблем, в ремонте и оснащении школы, большую помощь оказывают в озеленении школьного двора.  С удовольствием стали родители участвовать  в школьных праздниках, в экскурсиях, в походах, начали возрождаться школьные-семейные традиции, проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «День матери», «Моя семья - мое счастье».
С целью профилактики правонарушений учащимися организовано учительско — родительское патрулирование; создан «Совет школы» для содействия в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, обобщение и распространение опыта успешных семей, повышение уровня ответственности родителей, помощь в воспитании подрастающего поколения.
Результатом этой работы является улучшение микроклимата в школе, развитие культуры общения взрослых и детей, решение многих повседневных проблем. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Сегодня для нас важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу.
Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля, должны:
 - создать условия для осознанного выбора учащимися общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию личности,
     -  предоставлять учащимся широкие возможности выбора индивидуальной организации самостоятельной подготовки к определению жизненного пути.

Категория: Эшкәртмәләр | Добавил: Раушания
Просмотров: 589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Керү

Эзләү

Гимназиябез гимны

Сайтның дуслары
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Белем җәүһәрләре Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

    Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz