Цели урока: 1) Обучающая: помочь учащимся понять определение «сказка». Раскрытие нравственного смысла сказки Пушкина, рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Продолжение обучения (элементам анализа художественного текста), умению сравнивать, обобщать. Формирование культуры эмоционального восприятия сказок как способа развития русской речи учащихся; 2) Развивающая: углубить знания учащихся по сказкам, полученные в начальных классах (I-IV кл.). Развитие навыков и умений выразительного чтения народных и литературных (авторских) сказок; развитие мышления, устной (связной) речи, фантазии и смекалки, творческих способностей учащихся; 3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, пробуждение интереса к народным и литературным сказкам на примере сказки А.С.Пушкина; воспитание таких качеств, как скромность, доброта, возбуждение чувства гордости за высокий уровень развития русской литературы. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение…
Оборудование: 1) Портрет А.С.Пушкина; 2) Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина и других сказочников; 3) Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4) Иллюстрации к сказке (открытки); 5) Компьютерные слайды; 6) Мультипликационный фильм по сказке; 7) Творческие работы учащихся; 8) ТСО: ноутбук, проектор. Эпиграф к уроку:
Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт. Шота Руставели.
Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Обозначение темы. − Тему нашего урока я сформулировала так: «Всепобеждающая сила добра в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (урок-обобщение)». (Учащиеся записывают тему в тетрадь). Определение цели урока… − Ребята, давайте вспомним, что же называется сказкой? (На доске даётся определение «сказки»). Сказка − один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях и приключениях, иногда фантастического характера. II. Проверка знаний учащихся, полученных в начальных классах (I-IV кл.). − Ребята, какие же сказки вы изучали в прошлом году? (русские народные, литературные / перечисляют…). − Кто из сказочных персонажей вам больше всего понравился и почему? Объясните, пожалуйста. III. − А вот в этом учебном году мы с вами всё более углубляем, развиваем по сказкам те знания, умения и навыки, которые вы получили в IV классе. - С самого начала учебного года мы с вами изучили очень много различных сказок. Какие они? Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся называют: Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Медведь и Лиса», «Как старик домовничал»; Татарские народные сказки: «Гульчечек», «Лиса и Волк», «Как наказали жадного бая». Литературные сказки: А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Далее мы ознакомимся со сказками С.Т.Аксакова, К.Г.Паустовского, со сказками зарубежных писателей: Ш.Перро и Х.К.Андерсена. − Ребята, а чем же отличаются народные сказки (русские, татарские) от литературных и в чём их общность?.. (Отличаются они тем, что народные сказки сочиняли талантливые люди из народа, и многие столетия они передавались из уст в уста. А литературные сказки имеют своих авторов, их создали замечательные поэты и писатели-сказочники, а источником вдохновения для них являлись и являются произведения устного народного творчества: народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины, народные песни… / Общность (или сходство) их заключается в том, что они (т.е. народные и литературные сказки) имеют зачин и концовку, троекратные повторения и особые сказочные выражения. В них, как правило, побеждает добро…). - Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев… - Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Значение этих слов посмотрим в толковом словаре: Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье. (Школьный философский словарь). - Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло - противоположные понятия). Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (Царевны и царицы). - Почему царица-мачеха решила погубить царевну? (Царица считает себя самой красивой, а царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица (уги кыз) «милее и белее», чем она). - А как относится царевна к царице, которая её решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить). - И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают). - В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мёртвой царевне…» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. - Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки о последних минутах её жизни. (Учащиеся зачитывают строки): «Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала |