МБГББУ "Сарман гимназиясе" сайты
Бүлекләр

Бүлекчәләр
Эшкәртмәләр [28]
Гимназиябез газетасы [8]
Газеталар

Нәни -чат

Сораштыру
Безнең сайтка бәя куегыз
Всего ответов: 68

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Эшкәртмәләр

«Всепобеждающая сила добра в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
31.01.2014, 08:43
Цели урока: 1) Обучающая: помочь учащимся понять определение «сказка».
Раскрытие нравственного смысла сказки Пушкина, рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Продолжение обучения (элементам анализа художественного текста), умению сравнивать, обобщать. Формирование культуры эмоционального восприятия сказок как способа развития русской речи учащихся;
2) Развивающая: углубить знания учащихся по сказкам, полученные в начальных классах (I-IV кл.). Развитие навыков и умений выразительного чтения народных и литературных (авторских) сказок; развитие мышления, устной (связной) речи, фантазии и смекалки, творческих способностей учащихся;
3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, пробуждение интереса к народным и литературным сказкам на примере сказки А.С.Пушкина; воспитание таких качеств, как скромность, доброта, возбуждение чувства гордости за высокий уровень развития русской литературы. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение…

Оборудование: 1) Портрет А.С.Пушкина; 2) Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина                 и других сказочников; 3) Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4) Иллюстрации к сказке (открытки); 5) Компьютерные слайды; 6) Мультипликационный фильм по сказке; 7) Творческие работы учащихся; 8) ТСО: ноутбук, проектор.                                                                                                                                            
Эпиграф к уроку:

Лишь добро одно бессмертно,
                                                                                     Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели.

Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Обозначение темы.
− Тему нашего урока я сформулировала так: «Всепобеждающая сила добра в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (урок-обобщение)». (Учащиеся записывают тему в тетрадь).
Определение цели урока…
− Ребята, давайте вспомним, что же называется сказкой? (На доске даётся определение «сказки»).
Сказка − один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях и приключениях, иногда фантастического характера.
II. Проверка знаний учащихся, полученных в начальных классах (I-IV кл.).
− Ребята, какие же сказки вы изучали в прошлом году? (русские народные, литературные / перечисляют…).
− Кто из сказочных персонажей вам больше всего понравился и почему? Объясните, пожалуйста.
III. − А вот в этом учебном году мы с вами всё более углубляем, развиваем по сказкам те знания, умения и навыки, которые вы получили в IV классе.
  - С самого начала учебного года мы с вами изучили очень много различных сказок. Какие они? Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся называют: Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Медведь и Лиса», «Как старик домовничал»; Татарские народные сказки: «Гульчечек», «Лиса и Волк», «Как наказали жадного бая». Литературные сказки: А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Далее мы ознакомимся со сказками С.Т.Аксакова, К.Г.Паустовского, со сказками зарубежных писателей: Ш.Перро и Х.К.Андерсена.
 − Ребята, а чем же отличаются народные сказки (русские, татарские) от литературных и в чём их общность?.. (Отличаются они тем, что народные сказки сочиняли талантливые люди из народа, и многие столетия они передавались из уст в уста. А литературные сказки имеют своих авторов, их создали замечательные поэты и писатели-сказочники, а источником вдохновения для них являлись и являются произведения устного народного творчества: народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины, народные песни… / Общность (или сходство) их заключается в том, что они (т.е. народные и литературные сказки) имеют зачин и концовку, троекратные повторения и особые сказочные выражения. В них, как правило, побеждает добро…).
 - Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев…
 - Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Значение этих слов посмотрим в толковом словаре:                                      Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.   (Школьный философский словарь).  
 - Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло - противоположные понятия). Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
 - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (Царевны и царицы).
 - Почему царица-мачеха решила погубить царевну? (Царица считает себя самой красивой, а царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица (уги кыз) «милее и белее», чем она).
 - А как относится царевна к царице, которая её решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
 - И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
 - В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мёртвой царевне…» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
  - Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки о последних минутах её жизни.  (Учащиеся зачитывают строки):
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
Категория: Эшкәртмәләр | Добавил: Раушания
Просмотров: 982 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Керү

Эзләү

Гимназиябез гимны

Сайтның дуслары
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Белем җәүһәрләре Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

    Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz